В следующем году в силу вступает Федеральный закон № 15, согласно которому теперь для перевозки круглого леса потребуются документы. Закон утверждает ряд принципиально новых правил учета древесины и ее маркировки, рассматривает перевозку древесины и другие действия с ней. Теперь круглая древесина ценных пород будет маркироваться, перевозить ее можно только при наличии специального сопроводительного документа. Права на заготовку круглого леса так же подлежат учету – для этого информация будет включаться в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Новому закону предстоит решить вопросы незаконной вырубки и сделок с участием древесины. Уже в середине 2014 года перевозить круглый лес стало возможно лишь при наличии сопроводительных документов, в которые заносились сведения о том, кто является грузоотправителем и получателем груза, в каком объеме перевозится древесина, какие виды леса входят в состав партии.
Но на сегодняшний день несоблюдение этих требований не подлежит никаким взысканиям, из-за введенной в законодательство нормы, согласно которой штраф за нарушение этих пунктов закона вступает в силу только спустя полгода с момента начала заполнения документов и их использования. Поэтому до конца года у сотрудников ГИБДД или лесных инспекторов есть только один метод воздействия на перевозчиков древесины – предупреждение о необходимости иметь сопроводительный документ и предупреждение о нарушении закона в случае отсутствия нужных бумаг.
А вот с 1 января 2015 года все будет совсем иначе. Теперь, если сопроводительный документ отсутствует, неверно или неполно заполнен, это карается штрафом – от 30 до 50 тысяч рублей для должностного лица и от 500 до 700 тысяч рублей для лица юридического.
Составлен конкретный список информации, которую должен включать сопроводительный документ: собственник древесины, отправитель груза и его получатель, объемы партии и сортименты, плюс – подпись материально ответственного лица. Без всех этих пунктов груз считается незаконным, а документ не имеет юридической силы.
Вопросы работы с новой системой уже рассматриваются некоторыми компаниями, которые планируют изготовлять документы с определенными степенями защиты, заполнять документы в нескольких экземплярах для надежности, дополнять подпись в сопроводительном документе штампом. Рассматривается идея регламента для хранения документов в течение определенного времени, для ответа на запрос государства о легальности продукции.
Сопроводительный документ не требуется, если перевозится древесина, которую государство выделяет гражданам для собственных нужд, но в информационной системе объем все равно должен быть отмечен. Внесение информации о сделках с древесиной будет вноситься в систему начиная с середины 2015 года, так как пока система тестируется.
Еще одно важное правило, которое вступит в действие с 1 января 2015 года – необходимость наличия бирки на каждом стволе при перевозке ряда ценных пород (бук, дуб, ясень). Это вызвано повышенным числом незаконных рубок. Ответственность за отсутствие бирок вступает в действие с июля 2015 года.